Вступить в общество

ИТОГИ КОНКУРСА ИCСЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ПО ГЕОГРАФИИ «ВОКРУГ СВЕТА», ПОСВЯЩЕННОГО 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

25 апреля 2015 года на географическом факультете Алтайского государственного университета состоялся заключительный (очный) тур конкурса исследовательских работ по географии «Вокруг света» для школьников Алтайского края и сопредельных территорий. В нем приняло участие более 200 участников – учителя, школьники и их родители, студенты и преподаватели географического факультета АГУ. Школьники смогли представить свои работы в секции «Географы для Победы» с исследованиями о вкладе советских географов в Победу в Великой Отечественной войне.

Участники конкурса приехали из различных районов Алтайского края (Алтайского, Михайловского, Романовского, Егорьевского, Косихинского, Рубцовского, Локтевского, Славгородского, Бийского, Змеиногорского и др.).

В  2015 году конкурс «Вокруг света» поддержан грантом ректора «Лучший проект по профессиональной ориентации учащейся молодежи ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» и Алтайским отделением Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество».

В этом году проведение конкурса посвящено 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. В приветственном слове исполнительный директор АКО РГО И.В. Архипова подчеркнула, трудно переоценить роль географов в годы войны. Они готовили военно-географические описания и прогнозы погоды, анализировали состояние водных объектов и их ледового покрова, а также принимали участие в решении вопросов размещения производства, поиске стратегически важных полезных ископаемых в восточных районах страны.

Фото 1. Приветственное обращение АКО РГО

В ходе конкурса работало 9 секций по различным направлениям. Школьники представляли свои исследования в виде презентаций и докладов.

 «Географы для Победы» была одна из самых многочисленных секций. В очном туре с докладами выступили 17 школьников 5-11 класса. Ребята осветили вклад представителей географической науки в Победу в Великой Отечественной войне, как участвующих в боевых действиях, так и ковавших cлаву советского оружия и науки в тылу. Жюри отметило высокий уровень и качество подготовленных докладов, а также творческий подход и значительный личный вклад авторов.

Война повлияла на многие аспекты в жизни нашей страны, заставила выявить главное и заново определить приоритеты. Ребята рассказали об участии географов в решении конкретных практических задач военного времени.

Ряд докладов были посвящены картографическому обеспечению и в них показана роль топографов, картографов, геодезистов, аэрофотосъемщиков в Великой Отечественной войне. Одна из самых юных участниц секции – ученица 5 класса Артеменко Надежда (КГБУ ДО «АКДЭЦ», рук.  Соколова Е.П.) рассказала о роли девушек-картографов в деле Великой Победы - о студентках естественно-географических факультетов, которые участвовали в работах по картографическому обслуживанию фронта и географическому описанию мест военных действий.

Фото 2. Работа секции «Географы для Победы!»

Ученица 7 класса МБОУ «Сибирская СОШ» Захарова Полина (руководитель О.Н. Бондарева) подготовила работу, посвященную фронтовой карте. Она объяснила, что без географической карты не проходила ни одна военная операция. Карта – это необходимый источник информации о местности, средство ориентации и управления войсками.

Серьезное картографическое исследование провела ученица 11 класса МБОУ «Гимназия №22» города Барнаула Елена Поддубнова (руководитель И.Н. Ротанова). Она изучила топонимику 110 городов России, провела анализ объектов, названных в честь героев и событий Великой Отечественной войны.

Захаров Семен, ученик 11 класса МБОУ «Гимназия №11» г. Бийска (руководитель Т.В. Захарова), подготовил доклад о роли топографических служб в годы Великой Отечественной войны. В победном исходе боевых действий многое зависело от глубоко продуманных решений штабных работников, поэтому работа топографов была очень ответственной, по сути, они готовили исходный материал для принятия решений. От того, насколько правильно будет изображена на карте обстановка, зависело четкое понимание командирами частей согласованных действий между танкистами, артиллеристами и пехотинцами. В рамках своего исследования Семен также выяснил, где можно получить специальность топографа, и какие задачи они решают в настоящее время.

Работа ученицы 8 класса МБОУ «Лицей «Сигма» города Барнаула Басаргиной Валентины (руководитель О.В. Шувакина) была посвящена изучению работы метеорологов в годы Великой Отечественной войны.

Она объяснила, что основная сложность была связана с тем, что специалисты были вынуждены составлять прогнозы в условиях дефицита данных для оккупированных территорий по обрезанной карте. При этом метеоинформация приобрела стратегическое значение для авиационных и морских сражений.

Ученица 7 класса МБОУ «Боровихинская ООШ» Первомайского района Ирина Емельянова (руководитель А.В. Голинг) обстоятельно рассказала об отдельных ученых и их деятельности военные годы. Специалист в области географии почв, геоморфологии И.П. Герасимов возглавил отдел специального картографирования. Под его руководством были составлены карты как оперативного (фактически от Волги до Берлина), так и обзорного характера. Геохимик А.Е. Ферсман в своих работах подчеркивал, что современная война никак не может быть выиграна без помощи науки. При активном участии ученых было выпущено значительное количество химических продуктов для военных - больше, чем в довоенное время. Отдельное внимание в докладе уделено биографии геолога Бориса Сергеевича Митропольского. Он являлся одним из лучших в СССР знатоков месторождений цветных и редких металлов Алтая. Во время Великой Отечественной войны принимал участие в работах по разведке новых месторождений для нужд фронта.

Отдельным дипломом была награждена работа Екатерины Таракановой, ученицы 10 класса МБОУ «Старобелокурихинская СОШ» (руководитель Я.А. Рехтина). Яркий и эмоциональный доклад, применение творческих элементов  не остались незамеченными. Жюри присудило ей приз зрительских симпатий от Алтайского краевого отделения Русского географического общества.

Победителями секции «Географы для Победы» стали следующие участники.

Первое место заняла Тукова Ольга, ученица 8 класса МБОУ «СОШ №1» г. Заринска (руководитель Н.А. Жовковская). Ее доклад был посвящен нашему земляку, поэту - Николаю Титовичу Елистратову. В этом году он отметил 95-летний юбилей. Его жизненный путь вызывает восхищение. Николай Титович более 40 лет работал учителем географии в школе №1 г. Заринска. На войне занимался ремонтом авиационной техники, а, по его воспоминаниям, географические знания были востребованы и на фронте.

Фото 3. Материалы конкурсной работы Туковой О.

Учащиеся заринской школы решили взять шефство над ветераном, регулярно ходят в гости, чтобы послушать его увлекательные истории и оказать посильную помощь.

Фото 4. Дети в гостях у ветерана

Второе место заняла ученица 8 класса МКОУ «Новоярковская СОШ» Мочалкина Василина (руководитель Ю.Г. Цыганкова). Ею подготовлен захватывающий рассказ о полярном исследователе и Герое Советского Союза М.М. Сомове. Михаил Сомов в составе Беломорской флотилии участвовал в ледовых операциях, помогал в проводке судов в Арктике. В 1942 году он участвовал в отражении нападения на Диксон фашистского крейсера «Адмирал Шеер».

Третье место заняла Рымарь Анна, ученица 8 класса МБОУ «Закладинская СОШ» (руководитель Н.И. Рымарь). Она выступила с докладом «Знать географию – значит победить». Анна провела обобщающий анализ и подчеркнула, что победа над фашистскими захватчиками была во многом достигнута благодаря развитию науки, разработке и созданию новых совершенных технологий. Географы были всюду - в авиации, артиллерии, инженерных и железнодорожных войсках, госпиталях, на флоте, заводах оборонной промышленности, колхозных полях. Жюри отметило высокий уровень доклада и глубокую проработанность вопроса.

В ходе работы секции «Физическая и рекреационная география» были представлены 9 докладов.

Члены жюри отметили высокую практическую значимость представленных школьниками исследований.

Фото 5. Работа секции «Физическая и рекреационная география»

По итогам работы секции были выявлены победители:

1 место – Букатова Екатерина, ученица 9в класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Рубцовска, руководители –  учитель географии Пастухова Наталья Николаевна; учитель географии Чанцова Вероника Сергеевна. Тема доклада: «Изменение длины береговой линии озера Горькое за период инструментальных исследований».

2 место – Янголь Алиса, ученица 9 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Горняка, руководитель –  учитель математики Дреер Ольга Александровна. Тема доклада: «Автобусная экскурсия «Достопримечательности нашего города».

3 место – Снаговская Виктория, ученица 8 класса МКОУ «Малиновская основная общеобразовательная школа», руководитель – учитель географии Шаврова Ольга Николаевна. Тема доклада: «Археологическое наследие как основа формирования туристического продукта Красногорского района».

Также участники секции «Физическая и рекреационная география» были награждены дипломами в различных номинациях: «За лучшую исследовательскую работу», «За практическую значимость исследования» и др.

На секции «Экономическая и социальная география» заслушивались доклады, посвященные географическим аспектам изучения населения, хозяйства и общества в целом. Всего на секции присутствовали 20 гостей: школьники с 8 по 11 класс и их наставники.

На секции были заслушаны 17 докладов, представляющих широкий спектр общественно-географических исследований. Самым популярным направлением стало демографическое: в том или ином виде этой теме были посвящены шесть выступлений, а масштабы исследования варьировались от общенационального уровня до уровня поселений и даже конкретной школы. В двух работах была представлена тема влияния материнского капитала на демографические процессы.

Фото 6. Работа секции «Экономическая и социальная география»

Экономико-географическая тематика также стала предметом исследования сразу нескольких работ. Были рассмотрены проблемы изучения современной автомобильной промышленности России, оценки природно-климатических условий Алтайского края для развития альтернативной энергетики, размещения крупных торговых сетей города Барнаула, оценки влияния транспортного фактора на социально-экономическое развитие территории и др. Интересные выступления были посвящены вопросам освоения Арктики, развития Сибири и Дальнего Востока нашей страны.

В ходе защиты большинства исследовательских работ ощущалась качественная подготовка школьников, знание темы исследования и уверенность при ответах на вопросы жюри. Было очевидно, что многие ребята уже не в первый раз участвовали в подобных мероприятиях, некоторые демонстрировали очень высокий уровень владения ораторским искусством и глубокие познания в географических дисциплинах.

В результате длительных и непростых дискуссий по выявлению победителей в секции членами жюри было принято решение о следующем распределении призовых мест.

Первое место было отдано работе Змейковой Арины, ученицы 11 кл. МКОУ «Светловская средняя общеобразовательная школа», выполненной под руководством И.А. Перязевой, на тему «Перепись учащихся школы на примере переписи населения Алтайского края и села Светлого».

Второе место заняла работа Зиновьевой Анны, ученицы 9 кл. МБОУ «Гимназия №40» г. Барнаула, выполненная под руководством С.А. Зиппа, на тему «Влияние материнского капитала на изменение рождаемости в Алтайском крае».

Третье место присудили работе Корнейчук Татьяны, ученицы уч. 10 кл. МБОУ «Лицей № 17» г. Славгорода, выполненной под руководством Н.В. Солодиловой, на тему «Особенности выбора профессии старшеклассниками».

Исследовательские работы участников секции «Экология и природопользование» имели, несомненно, большую практическую значимость, так как были посвящены вопросам охраны окружающей среды и рациональному природопользованию. Приоритетным направлением докладов стала проблема отходов жизнедеятельности человека. Учащиеся описывали трудности, которые сложились в их населенных пунктах по размещению отходов, а также предлагали варианты решения данной проблемы.

Фото 7. Работа секции «Экология и природопользование»

Третье место досталось 9-класснице Васиной Анастасии, представляющей Кадетскую школу города Бийска. Ее доклад «Определение загрязнения озера Манжерок методами биоиндикации» под руководством Зубковой О.А. был по достоинству оценен членами жюри.

Второе место завоевал Бабкин Роман, ученик 8 класса МБОУ «Косихинская средняя общеобразовательная школа» (руководитель Елсукова И.Ю.). В своем исследовании «Изучение процесса восстановления выгоревшего леса» Роман раскрыл актуальную тему на примере пожара в лесу Косихинского района, произошедшего в 2011 году.

Победителем секции стал Камшилин Максим, учащийся 10 класса МБОУ «Гимназия № 11» г. Бийска с проектом по раздельному сбору мусора «Экоблок» (руководитель Карева Н.С.). Отличная презентация, уверенные ответы на вопросы и понимание своего исследования помогли Максиму достойно представить своё исследование.

На секции «Географическое краеведение» выступили 11 участников. Доклады ребят отличались информативностью, актуальностью и широким разнообразием выбранных тем (от устройства русской печи до истории происхождения названий географических объектов в пределах отдельных сёл). Работы школьников были насыщены не только интересной и полезной информаций, но и лирическими отступлениями, цитатами из художественных произведений, а также фотоматериалами. А Гусейнова Арзу даже представила видеофрагмент азербайджанского народного танца.

Фото 8. Работа секции «Географическое краеведение»

По результатам выступлений жюри секции определило трёх призеров.

Первое место заняла Острокостова Мария, ученица 11 класса МКОУ Георгиевской средней общеобразовательной школы с докладом «История топонимов географических объектов села Георгиевка» (руководитель  Острокостова Н.И.).

Второе место было присуждено Поповой Ксении, ученице 10 класса Романовской средней общеобразовательной школы (руководитель Бескоровайная Т.М.), третье – Радцеву Эдуарду, ученику 8 класса Тальменской средней общеобразовательной школы №3 (руководитель Рожаева Н.Н.).

В ходе работы конкурса секция «Юные географы» была поделена на 4 возрастные группы: 7 класс, 6 класс, 5 класс и участники конкурса до 4 класса.

В работе секции «Юные географы (7 класс)» были заслушаны 13 докладов с широким диапазоном тем. Ребята делали краткие сообщения о результатах своих исследований в течение 5-7 минут, после чего отвечали на дополнительные вопросы.

Фото 9. Юные географы – 7 класс

По итогам конкурса была определена тройка лучших докладчиков, которые были награждены дипломами и призами.

Первое место – Потапенко Вера, ученица 7 класса, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Рубцовска. Тема доклада: «Влияние зимней рекреации на формирование снежного покрова (на примере трассы Здоровья г. Рубцовска) (руководители Чанцова В.С. и Пастухова Н.Н.).

Второе место – Бернецян Диана, ученица 7 класса, МКОУ «Фирсовская  основная общеобразовательная школа». Тема доклада: «Биоиндикация качества воздуха села Фирсово по комплексу признаков сосны обыкновенной» (руководитель Нурсадыкова Л.С.).

Третье место – Гололобова Полина, ученица 7 класса, МКОУ «Малиновская средняя общеобразовательная школа». Тема доклада: «История заселения Красногорского района: от древности до первой половины 20 века» (руководитель Шаврова О.Н.).

Также участники секции «Юные географы (7 класс)» были награждены сертификатами в различных номинациях: «За любовь к Родине», «За лучшее полевое исследование», «За глубину знаний» и др.

В секции «Юные географы» (6 класс) с итогами исследований выступили 11 школьников. В ходе работы секции учащимися были представлены разнообразные доклады по актуальным географическим темам. Среди них – описания путешествий по Алтайскому краю, исследования проблем своего села, наблюдения по ходу полевых исследований и радиальных маршрутов. Отдельные участники рассказали о своих увлечениях (например, о символике на флаге стран, путешествиях). У всех ребят были подготовлены презентации, которые были составлены с большой тщательностью и подробностью, а их содержание соответствовало всем предъявляемым требованиям. Слушатели задавали много вопросов докладчикам, на которые они достойно отвечали.

Фото 10. Юные географы – 6 класс

Результаты работы секции:

первое место - Сухачев Петр с докладом «Изучение форм рельефа снежного покрова с целью создания комфортной среды обитания человека в зимнем городе» (руководитель Горбатова О.Н.);

второе место  - Иващенко Софья с работой «Как проявляется влияние погодных условий на характер жилищ человека в селе Камышенке» (руководитель Вострикова Е.А.);

третье место - Архипов Денис с докладом «Геральдические символы и географические особенности государств» (руководитель Дьякова Н.М.).

В секции «Юные географы» (5 класс) выступили 11 человек. Школьники активно делились результатами своих исследований, расширяя свой кругозор и получая новые знания. Бражников Никита представил доклад на тему «Комплексная характеристика физико-географического профиля территории Алтайского края», а Зубков Павел рассказал о видовом составе и экологических особенностей водных растений старичных озер (на примере озера Завьялово). В ходе защиты исследовательских работ была заметна тщательная подготовка ребят, их докладов. 

Фото 11. Юные географы – 5 класс

Результаты работы секции:

первое место - Фатуева Анастасия - за исследования в области палеогеографии (МБОУ ДОД «Центр детского творчества» г. Заринска, руководитель Фатуева Ю.И.);

второе место – Зубков Павел (МБОУ «Кадетская школа» г. Бийска) за исследование старичных озер малой Родины (руководитель Зубкова О.А.);

третье место - Зыкова Мария (МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа № 1») за исследовательскую часть (руководитель Забродина В.А.).

Секция для самых маленьких географов – учеников начальных классов была самой запоминающейся. Всего в работе секции приняли участие 17 ребят. Дети очень убедительно доказывали актуальность своих исследований, делились впечатлениями о проделанных экспериментах. Некоторые ребята даже принесли доказательства своего первого научного труда: квалифицированно собранный и оформленный гербарий, образцы воды, доказывающие ее загрязненность. Работа в секции шла очень оживленно, порой жюри не успевало задавать вопросы, участники активно и с интересом участвовали в обсуждении.

Фото 12. Самые юные и любознательные географы

Все доклады были актуальными и запоминающимися. Так, Жеребцов Алексей, ученик 2Д класса МБОУ «Лицей № 101», г. Барнаула (руководитель Лямкина Т.М.), поведал нам о своем первом географическом открытии; Зацепин Даниил учится только в первом классе МБОУ ДОД «Центр детского творчества» г. Заринска (руководитель Фатуева Ю.И.), но уже выявил новые сорные растения города Заринска и даже предложил методы борьбы с ними. Орлова Софья, учащаяся 3 класса МБОУ «Гимназия № 40» г. Барнаула (руководитель Дорофеева Е.В.) провела целый ряд экспериментов в своей школе по выявлению организмов, живущих в воздушной среде. Но, конечно, самым запоминающимся был доклад Юрия Репина (МБДОУ «Детский сад №230», г. Барнаул, руководитель Маркина Е.А.). С уверенностью и профессионализмом он рассказал слушателям о динозаврах, их особенностях, рассмотрел множество гипотез, пытающихся объяснить массовую гибель этих загадочных рептилий. Конечно, это достаточно известные факты, и многие из вас знакомы с ними, но докладчику всего 5 лет, а он без запинки перечисляет около 20 довольно трудно произносимых названий.

Все участники конкурса получили дипломы и памятные подарки из рук преподавателей и ученых-географов Алтайского края.

Большая часть участников заявила о своём желании продолжать исследования по своей теме. Очень надеемся в следующем году снова увидеть на конкурсе этих ребят, а также новых участников с интересными, оригинальными и, несомненно, актуальными исследованиями.

Организаторы конкурса выражают огромную благодарность руководству Алтайского государственного университета за поддержку в организации мероприятия, Управлению Алтайского края по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов, Главному управлению природных ресурсов и экологии Алтайского края, сотрудникам и студентам-волонтёрам географического факультета.

 

Организаторы конкурса

«ВОКРУГ СВЕТА»

Фото: Манеев Владимир, Валерий Степанюк