Вступить в общество

Проведение открытых уроков в школах Алтайского края. 2015 г.

С ноября 2014 по март 2015 гг. при методической поддержке Алтайского краевого отделения РГО в общеобразовательных учреждениях края проводились уроки чистой воды и мероприятия водно-экологической тематики. В проекте приняло участие около 200 школ края. Конспекты уроков, фото- и видеоотчеты педагоги присылали в штаб-квартиру РГО на конкурс учителей естественно-научных дисциплин.Жюри отметило, что все учителя творчески подошли к реализации проекта и применили разнообразные приемы. Каждый представленный на конкурс проект – уникален.

Учитель биологии и химии И.Ю. Гесс (МБОУ "Комсомольская №1 СОШ" п. Комсомольский Павловского района) в качестве отчета о проведенном открытом уроке совместно с ребятами подготовила видеоролик об уроке. Учащиеся соревновались в определении рек и озер Алтайского края. 

Рис. 1. Уроки чистой воды в МБОУ "Комсомольская №1 СОШ" п. Комсомольский Павловского района

Детям особо понравился конкурс «Лаборант-эколог», где они узнали о механических, химических и биологических методах очистки воды.

В Родинском районе Ф.А. Майоров, учитель географии Зеленолуговской школы, внеклассное мероприятие, посвященное Всемирному дню водных ресурсов, провел в рамках Недели географии.Он организовал для учащихся 6-8 классов увлекательную экспедицию в мир воды.

Рис. 2. . Уроки чистой воды в МБОУ " Зеленолуговская СОШ» Родинского района

Ребята отгадывали загадки о воде, выполняли творческие задания, путешествовали по карте Алтайского края и рассказывали о водоемах Родинского района.

Учитель биологии СОШ №15 г. Новоалтайска Ю.М. Варданян разработала виртуальную экологическую тропу «Путешествие в край чистой воды» для учащихся 5-6 класса.

Рис. 3. . Уроки чистой воды в СОШ №15 г. Новоалтайска

Ребята путешествовали по станциям: «Мудрые мысли», «Музыка нас связала», «Карта – дело тонкое» и др.

Благодаря использованию демонстрационных таблиц, наглядных пособий и тематических выставочных и раздаточных материалов учитель химии и биологии краевой специальной (коррекционной) школы III-IV вида О.Н. Кузнецова сумела организовать ребят к самостоятельному освоению дополнительного материала.

Рис. 4. Уроки чистой воды в Алтайской краевой специальной (коррекционной) школы III-IV вида

Из 81 школы г. Барнаула на конкурс учителей естественно-научных дисциплин прислали коллективную работу, которую разработали педагоги по химии – Л.Н. Горохова, биологии – С.С. Пяткова и географии – Т.И. Тарасова.

Рис. 5. Уроки чистой воды в МБОУ СОШ №81 г. Барнаула

В рамках практической части ребята под руководством учителя химии, следуя рекомендациям разработчиков методических материалов, выполнили опыты по определению содержания сульфатов, карбонатов и хлоридов воде.Совместно с учителем географии, используя материал из брошюры, рассмотрели воздействие воды на здоровье человека. На уроке биологии обсудили как помочь в охране водных ресурсов Алтайского края.

Н.А. Сечина, МБОУ Кадетская школа "Барнаульский кадетский корпус" открытые уроки чистой воды провела для учащихся 8 класса в рамках курса «География России». Благодаря использованию разнообразного материала, урок получился интересным и познавательным. Ребята узнали, что по сравнению с другими странами Россия характеризуется достаточной водобеспеченностью, познакомились с рекордсменами России и Алтайского края; выясняли какие отрасли промышленности загрязняют природные воды.

Рис. 6. Уроки чистой воды в МБОУКадетская школа "Барнаульский кадетский корпус"

Школьники пришли к выводу, помимо производственных выбросов, существенный вклад в гидроэкологическую ситуацию вносит каждый из нас. Источником загрязнения становится любой гражданин, позволяющий безответственное отношение к природе!

Волынкина О.А., учитель географии Лицея № 112 г. Барнаула, для того, чтобы сформировать у учащихся 6 класса представление о значении воды в природе и жизни человекапоказала несколько видеосюжетов. Она акцентировала внимание школьников, что запасы пресной воды очень малы.

Педагог организовала для школьников экскурсиюна предприятие по производству воды – Барнаульскую водяную компанию, где они увидели все этапы водоподготовки и розлива воды «Легенда Жизни», лабораторные исследования, организацию хранения бутылей на складе готовой продукции и санитарную обработку кулеров.

В 121 лицее г. Барнаула конкурсные мероприятия в рамках проекта возглавила учитель биологии О.В. Сандрос. Создана творческая группа, проведены внеклассные мероприятия и конкурсы.

Рис. 7. Уроки чистой воды в МБОУ «Лицей №121» г. Барнаула

С целью привлечения внимания к проблеме чистой воды Оксаной Викторовной организован флешмоб «Чистая вода». 300 учеников 5 и 6-х классов выстроились на стадионе в слово «Вода», что позволило привлечь внимание не только школьников, но и жителей микрорайона.

Рис. 8. Флешмоб «Чистая вода». МБОУ «Лицей №121»

В 128 школе г. Барнаула урок, посвященный «самому необыкновенному веществу в мире»в 6-7 классах совместно провели учитель географииГартвих С.Н. и экологии – М.В. Фролова.

Рис. 9. Урок чистой воды в МБОУ СОШ № 128, г. Барнаул

В рамках проекта проведена географическая игра, посвященная водным объектам края. Ребята узнали, что ханты и мансыназывали Обь – Ас, что означает «большая река»; что про реку Бия, Н.М. Ядринцев писал, что течение реки объясняется тем, что мужчина и женщина хотели посоперничать, кто кого перебежит и много других интересных фактов.

Учитель географии Давлян Е.А. и биологии Шаталина З.А. МБОУ «Побединская СОШ» Целинного района разработали внеклассное мероприятие«Чистыми должны быть наши воды…», где рассказали школьникам 5-6 классов о реках, озерах и других водных объектах района, редких водных растениях с. Победа Целинного района и объяснили, как ребята и могут поучаствовать в охране водрайона.

Рис. 10. Внеклассное мероприятие«Чистыми должны быть наши воды» Побединская СОШ» Целинного района

Учитель МБОУ «СОШ № 88 с кадетскими классами» г. БарнаулаВ.П. Вишнивецкая в рамках проекта организовала коллективное творческое дело «Алтайский Капитошка».

Рис. 11. КТД «Алтайский Капитошка». МБОУ «СОШ № 88 с кадетскими классами» г. Барнаула

Мероприятие состояло из игр, конкурсов и заданий, объединенных одной темой – вода и особенности водопользования в Алтайском крае. На уроках химии рассмотрены биохимические свойства и методы оценки качества воды.

И.В. Леенсон, учитель географии Павловской СОШ, открытый урок, посвященный воде, провела под девизом «Рождающая жизнь». Превратив учебный класс в лабораторию, она на практике продемонстрировала ребятам особенные свойства пресной и соленой воды и расширила знания учащихся о том, как это использует человек.

Рис. 12. Уроки чистой воды в МБОУ «Павловская СОШ»

М.С. Романович, учитель химии и биологииМБОУ «Комсомольская №2 СОШ» Павловского района провела серьезную подготовительную работу для проведения урока чистой воды: разработала план мероприятий в уголке экологии; оформила стенд «Реки и озера Алтайского края»; сформировала необходимый лабораторный и раздаточный материл.

Рис. 13. Уроки чистой воды в МБОУ «Комсомольская №2 СОШ» Павловского района

В конце урока преподаватель рассказала о Русском географическом обществе и проекте «Путешествие в край чистой воды».

Федюнина Т.А., учитель химии и биологии МКОУ «Николаевская СОШ» Поспелихинского района, в рамках урока чистой воды организовала демонстрационный эксперимент, в соответствии инструкцией брошюры, привлекая учащихся. По результатам каждого опыта школьники сделали вывод о наличии сульфатов, карбонатов и хлоридов в воде.

Рис. 14. Уроки чистой воды в МКОУ «Николаевская СОШ» Поспелихинского района

В конце урока были рассмотрены творческие работы детей, подготовленные к занятию, – стихотворения собственного сочинения и рисунки, посвященные водным объектам Алтайского края.

В рамках проекта педагог МБОУ ДОД «Центр внешкольной работы» Первомайского района А.А. Скачко подготовил фильм по материалам урока, на котором, помимо анализа особенностей воды, он рассказывал ребятам о летних экспедициях по реке Большая Черемшанка.

Сидорова Т.А., учитель географии и биологии МКОУ «Ниж-Суетская СОШ им. А. Карпенко» Суетского района рассмотрела с учащимися 8 класса основные формы нахождения воды в природе и способы ее очистки. 

Рис. 15. Уроки чистой воды в МКОУ «Ниж-Суетская СОШ им. А. Карпенко» Суетского района

На уроке ребята узнали, что в Суетском районе воду падают с помощью водонапорной башни, что позволяет регулировать ее напор и расходв водопроводной сети, очищают воду – с помощью хлорирования.

Соколова Е.П. и Сухорукова А.В., педагоги КГБУ ДО «Алтайский краевой детский экологический центр», при разработке и проведении занятий использовали материалы и рекомендации, полученные на семинаре 25 ноября 2014 г. в ИВЭП СО РАН.

Рис. 16. Уроки чистой воды в КГБУ ДО «Алтайский краевой детский экологический центр»

На занятиях они особое внимание уделили рассмотрению правил поведения на водных объектах, выполнению творческих заданий и участию в конкурсах в рамках проекта.

Учитель географии МБОУСОШ №2 г. Заринска,Солодилова Л.Д. урок чистой воды провела для учащихся 5 класса в долине реки Аламбай (приток р.Чумыш).

Рис. 17. Уроки чистой воды в МБОУСОШ №2 г. Заринска

В рамках урока учитель объяснила зачем нужно знать о внутренних водах Алтайского края и где могут пригодиться полученные знания.

Интегрированный урок химии и географии в 8-х классах проводили учитель химии Полякова И.Ю. и учитель географии Аверина-Куценко Е.В. МБОУ «Лицей №86». Педагоги побудили ребят самостоятельно составить схемы загрязнения рек и соорудить макеты различных водных объектов.

Рис. 18. Уроки чистой воды в МБОУ «Лицей №86» г. Барнаула

Школьники подготовили макеты горного ледникового озера, озера Колыванского, водопада на реке Шинок и принесли поделки в штаб-квартиру РГО.

Масштабные и разноплановые мероприятия в рамках проекта провела в Егорьевской СОШ учитель географии Т.В. Семерьянова. 

Рис. 19. Уроки чистой воды в Егорьевской СОШ, Егорьевский район

В Егорьевской СОШ организованы библиотечный час «Вода - жизнь»; экскурсия на предприятие по производству питьевой негазированной воды «Эйя». Весной запланировано проведение экологических акций по очистке от мусора берегов озер Горького-Перешеечного и Милицейского.

Рис. 20. Уроки чистой воды в Егорьевской СОШ, Егорьевский район

В конце урока Татьяна Викторовна налила в ладошку воды, пожелала, чтобы каждый школьник имел возможность пить только чистую воду. Перелила чистую воду в ладошку ученика. Ученик должен был сказать свое пожелание и передать воду дальше, следующему. И так, пока не закончится вода. Тогда учитель задала вопрос тому, кому не хватило капли в ладошку: обидно, что вода закончилась, и ты не смог высказаться?.