Главная > Новости > Более 100 участников приняли участие в лектории «Фенологические исследования на Алтае»

Более 100 участников приняли участие в лектории «Фенологические исследования на Алтае»

В рамках чемпионата по сборке спилс-карт Алтайского края и России, который прошёл на базе Алтайского государственного университета, состоялся лекторий «Фенологические исследования на Алтае». В мероприятии приняли участие более 100 школьников и педагогов из 6 городов и 19 районов Алтайского края.

Участникам был представлен проект «Сохраняем и исследуем. Открой свой край», реализуемый при поддержке Фонда президентских грантов. Проект направлен на развитие интереса у молодёжи к изучению природы родного края, а также на вовлечение школьников и студентов в исследовательскую и экологическую деятельность.

С лекцией выступил Валентин Смирнов, координатор информационных проектов Алтайского краевого отделения Русского географического общества.

Он рассказал участникам:

  • Что такое фенология и почему она важна для понимания климата и природы?
  • Какие виды наблюдений можно проводить весной?
  • Как фиксировать фенологические явления: прилёт птиц, цветение растений, активность насекомых?
  • Какие цифровые инструменты и платформы помогают вести гражданскую науку?
  • Как присоединиться к проектам Русского географического общества и внести вклад в изучение природы Алтая?

Фенологические наблюдения на Алтае – интересные факты

  • Первопроходцы фенологии (XIX век): Уже к середине XIX века Алтай стал частью первых фенологических исследований. В 1854 году в России опубликовали первую сводку «календаря природы» с данными 120 пунктов наблюдений​ и богатая природа Алтая не осталась без внимания исследователей. В 1891 году в Барнауле появилось Общество любителей изучения Алтая – одно из первых региональных научных сообществ, отмечавших сезонные явления края​.

  • Фенологическая комиссия (1957): В середине XX века фенология на Алтае получила новое дыхание. В 1957 г. Алтайское отделение Географического общества создало фенологическую комиссию, объединившую наблюдателей по всему краю​. Уже в 1958 году была издана специальная «Программа основных фенологических наблюдений для Алтайского края»​ – своего рода дорожная карта по отслеживанию сезонных явлений (от ледохода на реках до миграций птиц).

  • Школьные феностанции (1960-е годы): Фенология стала делом юных натуралистов. В 1960-х ученые разослали по всем школам Алтайского края специальные методички и программы наблюдений​, превратив тысячи школьников в юных «фенологов». Ребята во многих селах и городах отмечали, когда распускается берёза или прилетают ласточки, ведя собственные календари природы каждый год.

  • Цифровая фенология (XXI век): В наши дни фенологические наблюдения переходят в цифровой формат. Вместо бумажных дневников любители природы все чаще используют интернет-порталы и мобильные приложения.

Школьники и педагоги с интересом восприняли информацию, активно участвовали в обсуждении, делились собственным опытом наблюдений за природными изменениями.