В рамках чемпионата по сборке спилс-карт Алтайского края и России, который прошёл на базе Алтайского государственного университета, состоялся лекторий «Фенологические исследования на Алтае». В мероприятии приняли участие более 100 школьников и педагогов из 6 городов и 19 районов Алтайского края.
Участникам был представлен проект «Сохраняем и исследуем. Открой свой край», реализуемый при поддержке Фонда президентских грантов. Проект направлен на развитие интереса у молодёжи к изучению природы родного края, а также на вовлечение школьников и студентов в исследовательскую и экологическую деятельность.
С лекцией выступил Валентин Смирнов, координатор информационных проектов Алтайского краевого отделения Русского географического общества.
Он рассказал участникам:
- Что такое фенология и почему она важна для понимания климата и природы?
- Какие виды наблюдений можно проводить весной?
- Как фиксировать фенологические явления: прилёт птиц, цветение растений, активность насекомых?
- Какие цифровые инструменты и платформы помогают вести гражданскую науку?
- Как присоединиться к проектам Русского географического общества и внести вклад в изучение природы Алтая?
Фенологические наблюдения на Алтае – интересные факты
-
Первопроходцы фенологии (XIX век): Уже к середине XIX века Алтай стал частью первых фенологических исследований. В 1854 году в России опубликовали первую сводку «календаря природы» с данными 120 пунктов наблюдений и богатая природа Алтая не осталась без внимания исследователей. В 1891 году в Барнауле появилось Общество любителей изучения Алтая – одно из первых региональных научных сообществ, отмечавших сезонные явления края.
-
Фенологическая комиссия (1957): В середине XX века фенология на Алтае получила новое дыхание. В 1957 г. Алтайское отделение Географического общества создало фенологическую комиссию, объединившую наблюдателей по всему краю. Уже в 1958 году была издана специальная «Программа основных фенологических наблюдений для Алтайского края» – своего рода дорожная карта по отслеживанию сезонных явлений (от ледохода на реках до миграций птиц).
-
Школьные феностанции (1960-е годы): Фенология стала делом юных натуралистов. В 1960-х ученые разослали по всем школам Алтайского края специальные методички и программы наблюдений, превратив тысячи школьников в юных «фенологов». Ребята во многих селах и городах отмечали, когда распускается берёза или прилетают ласточки, ведя собственные календари природы каждый год.
-
Цифровая фенология (XXI век): В наши дни фенологические наблюдения переходят в цифровой формат. Вместо бумажных дневников любители природы все чаще используют интернет-порталы и мобильные приложения.
Школьники и педагоги с интересом восприняли информацию, активно участвовали в обсуждении, делились собственным опытом наблюдений за природными изменениями.