17 апреля 2021 года на базе Гимназии №22 г. Барнаула состоялось образовательное мероприятие из цикла «Экология и природопользование» проекта «Я – географ». Помимо учащихся 22 гимназии, в мероприятии приняли участие школьники из 69 гимназии, 86 лицея г. Барнаула, Косихинской средней школы №1. Остальные участники смогли познакомиться с материалами занятия заочно — в рамках трансляции в социальных сетях АКО РГО.
С лекцией “Антропогенные ландшафты как часть жизни современного человека” выступила к.г.н., доцент кафедры природопользования и геоэкологии Алтайского государственного университета Ларина Валерьевна Швецова. В рамках встречи ребята совершили увлекательное путешествие в различные уголки мира и познакомились с многочисленными преобразованиями природных ландшафтов в результате антропогенной деятельности.
В настоящее время немногие ландшафты сохранились в естественном состоянии. Чаще всего природные территории изменяются с целью формирования комфортной среды и обеспечения условий для жизни, труда и отдыха людей. Огромные площади заняты сельскохозяйственными угодьями, жилой и производственной застройкой, дорогами и линиями электропередач. Преобразования происходят как на суше, так и воде.
Города и другие поселения исторически становятся составной частью природно-территориальных комплексов. Участники рассмотрели антропогенные ландшафты городов и сел с их постройками, улицами, дорогами, садами и парками в Великобритании, Германии, Китае, Украине и России.




Независимо от расположения в степной зоне или в тайге, населенные пункты коренным образом перестраивают природный ландшафт. Сначала подвергаются изменению растительность и животный мир. Через некоторое время претерпевают изменения почвы и формы рельефа, происходит формирование особого микроклимата.
Несмотря на существенную перестройку, природно-географические особенности территории легко прослеживаются в пределах городов и сел. Ребята проанализировали, какие изменения произошли на территории, прилегающей к их школе и в городе Барнауле и выявили, как проявляется принадлежность к определенным типам местности.
Ларина Валерьевна познакомила ребят с ландшафтами, связанными с боевыми действиями, которые называются беллигеративными. Таких территорий немало и в Алтайском крае. Ребята тут же вспомнили примеры таких территорий.



Как выяснилось, большая доля рекреационных ландшафтов тоже являются антропогенно измененными. Дендропарки, городские аллеи, искусственные водные объекты существенно расширили понятие ландшафта и дали возможность рассматривать его как территориальную систему, в которой взаимосвязаны природные и антропогенно-техногенные компоненты с точки зрения человека в гармоничной и достаточно аттрактивной форме.



Оказывается, что привычные для отдыхающих на черноморском побережье России субтропические виды растений (пальмы, кипарисы и эвкалипты), которые украшают парки, скверы и площади, окружающие санатории и курорты, интродуцированы из тропических и субтропических стран, расположенных в более южных широтах.
Ребята узнали о проекте Алтайского краевого отделения Русского географического общества «Цифровая география: интерактивный атлас для школьников Алтайского края», реализуемого при поддержке грантовых средств Русского географического общества, в рамках которого для для детей от 7 до 16 лет в качестве пособия и дополнительного материала при изучении географии и хозяйства родного региона. Информационный ресурс содержит карты, на которых отображены природно-хозяйственные системы, что позволяет определить антропогенную преобразованность природных систем в Алтайском крае, региональное туристско-рекреационное пространство, обучающиеся могут не только познакомиться с основными туристическими объектами края и визуально представить их месторасположение, но и выполнить элементарные прикладные исследования по разработке туристических маршрутов и тематических турпродуктов, сравнительной оценке туризма в муниципалитетах, другие тематические задания.
Яркие примеры антропогенно преобразованных ландшафтов, представленные в рамках лекции, собраны Лариной Валерьевной во время путешествий. Ее личный фотоархив пополняется ежегодно, обогащая географическую картину мира и расширяя представления о многогранности антропогенно преобразованных ландшафтов, которые, хотя и сохраняют естественный характер и подчиняются природным закономерностям, но несут и «антропогенное» содержание в виде культурных и вторичных растительных сообществ, модифицированных форм рельефа, измененных свойств почвы, режима подземных и поверхностных вод.
После лекции участники встречи воспользовались возможностью получить рекомендации по исследовательской деятельности от Ларины Валерьевны.
Она является экспертом краевой программы для одаренных школьников и молодежи «Будущее Алтая» по направлению «География» и активно помогает ребятам, увлеченным географией и исследовательской деятельностью.
В рамках встречи принято решение о проведении 23 апреля полевого выезда в Косихинский район с целью оказания методической поддержки участникам проекта.
Фото — Наталья Скиданова, Ларина Швецова, Валентин Смирнов