Главная > Новости > Изучение антропогенно-преобразованных ландшафтов – важная задача современной географии

Изучение антропогенно-преобразованных ландшафтов – важная задача современной географии

17 апреля 2021 года на базе Гимназии №22 г. Барнаула состоялось образовательное мероприятие из цикла «Экология и природопользование» проекта «Я – географ». Помимо учащихся 22 гимназии, в мероприятии приняли участие школьники из 69 гимназии, 86 лицея г. Барнаула, Косихинской средней школы №1. Остальные участники смогли познакомиться с материалами занятия заочно – в  рамках трансляции в социальных сетях АКО РГО.

С лекцией “Антропогенные ландшафты как часть жизни современного человека”  выступила к.г.н., доцент кафедры природопользования и геоэкологии Алтайского государственного университета Ларина Валерьевна Швецова. В рамках встречи ребята совершили увлекательное путешествие в различные уголки мира и познакомились с многочисленными преобразованиями природных ландшафтов в результате антропогенной деятельности.

В настоящее время немногие ландшафты сохранились в естественном состоянии. Чаще всего природные территории изменяются с целью формирования комфортной среды и обеспечения условий для жизни, труда и отдыха людей. Огромные площади заняты сельскохозяйственными угодьями, жилой и производственной застройкой, дорогами и линиями электропередач. Преобразования происходят как на суше, так и воде.

Города и другие поселения исторически становятся составной частью природно-территориальных комплексов. Участники рассмотрели антропогенные ландшафты городов и сел с их постройками, улицами, дорогами, садами и парками в Великобритании, Германии, Китае, Украине и России.

10966
Рисунок4
Рисунок1
2262c4d0fbeea02da0eb7e850219e5dc

Независимо от расположения  в степной зоне или в тайге, населенные пункты коренным образом перестраивают природный ландшафт. Сначала подвергаются изменению растительность и животный мир. Через некоторое время претерпевают изменения почвы и формы рельефа, происходит формирование особого микроклимата.

Несмотря на существенную перестройку, природно-географические особенности территории легко прослеживаются в пределах городов и сел. Ребята проанализировали, какие изменения произошли на территории, прилегающей к их школе и в городе Барнауле и выявили, как проявляется принадлежность к определенным типам местности.

Ларина Валерьевна познакомила ребят с ландшафтами, связанными с боевыми действиями, которые называются беллигеративными. Таких территорий немало и в Алтайском крае. Ребята тут же вспомнили примеры таких территорий.

Рисунок6
Рисунок7
Рисунок8

Как выяснилось, большая доля рекреационных ландшафтов тоже являются антропогенно измененными. Дендропарки, городские аллеи, искусственные водные объекты существенно расширили понятие ландшафта и дали возможность рассматривать его как территориальную систему, в которой взаимосвязаны природные и антропогенно-техногенные компоненты с точки зрения человека в гармоничной и достаточно аттрактивной форме.

243475703
238
unnamed

Оказывается, что привычные для отдыхающих на черноморском побережье России субтропические виды растений (пальмы, кипарисы и эвкалипты), которые украшают парки, скверы и площади, окружающие санатории и курорты, интродуцированы из тропических и субтропических стран, расположенных в более южных широтах.

Ребята узнали о проекте Алтайского краевого отделения Русского географического общества «Цифровая география: интерактивный атлас для школьников Алтайского края», реализуемого при поддержке грантовых средств Русского географического общества, в рамках которого для для детей от 7 до 16 лет в качестве пособия и дополнительного материала при изучении географии и хозяйства родного региона. Информационный ресурс содержит карты, на которых отображены природно-хозяйственные системы, что позволяет определить антропогенную преобразованность природных систем в Алтайском крае, региональное туристско-рекреационное пространство, обучающиеся могут не только познакомиться с основными туристическими объектами края и визуально представить их месторасположение, но и выполнить элементарные прикладные исследования по разработке туристических маршрутов и тематических турпродуктов, сравнительной оценке туризма в муниципалитетах, другие тематические задания.

Яркие примеры антропогенно преобразованных ландшафтов, представленные в рамках лекции, собраны Лариной Валерьевной во время путешествий. Ее личный фотоархив пополняется ежегодно, обогащая географическую картину мира и расширяя представления о многогранности антропогенно преобразованных  ландшафтов, которые, хотя и сохраняют естественный характер и подчиняются природным закономерностям, но несут и «антропогенное» содержание в виде культурных и вторичных растительных сообществ, модифицированных форм рельефа, измененных свойств почвы, режима подземных и поверхностных вод.

После лекции участники встречи воспользовались возможностью получить рекомендации по исследовательской деятельности от Ларины Валерьевны.

Она является экспертом краевой программы для одаренных школьников и молодежи «Будущее Алтая» по направлению «География» и активно помогает ребятам, увлеченным географией и исследовательской деятельностью.

В рамках встречи принято решение о проведении 23 апреля полевого выезда в Косихинский район с целью оказания методической поддержки участникам проекта.

Фото – Наталья Скиданова, Ларина Швецова, Валентин Смирнов