Главная > Новости > Летние приключения участников проекта “Я-географ”

Летние приключения участников проекта “Я-географ”

21 июня, ровно месяц назад начала работу Летняя географическая школа АКОРГО. Увлекательные занятия, встречи с интересными людьми, полевые выходы! Мы, её участники, тогда не предполагали, каким образом повернётся наше лето, по окончании школы! 

На сегодняшний день  у ребят из МБОУ Новоозерская СОШ,  участников проекта “Я-Географ”, за плечами три экспедиции, каждое из которых уникально!

Началось все с поездки в село Вылково Тюменцевского района. Поселок пересекает Кулундинский ленточный бор и река Кулунда. На ней более 40 лет прожила прабабушка участника проекта “Я-Географ” Павла Божко – Рязанова Анна Степановна – заслуженный учитель Российской Федерации. Прошло детство и юность бабушки. Часто бывала там его мама. Кулунда по праву родная река!

Павел впервые побывал в Вылково, чтобы исследовать её. Вооружившись методикой, предложенной на Летней школе АКО РГО, были определены такие параметры как глубина и ширина реки, глубина прозрачности, направление и скорость течения. Эти параметры удалось установить, находясь на мосту.

IMG_20210701_121412
IMG_20210701_121519

Определение температуры воды, качественный и количественный сбор зообентоса требовали большего приближения к воде. В условиях крутого правого берега и усадеб, упирающихся в реку на левом –  исследования были под вопросом. Мы обратились за помощью к хозяину ближайшего дома. Он радушно провел нас к Кулунде через усадьбу, поинтересовавшись:

– А чьи вы будете?

– Рязановы!

– Знаю, знаю таких, – отозвался вылковчанин, хотя наша семья не жила в селе с начала 90-х годов прошлого века.

Кроме доступа к реке нам была предоставлена ещё и лодка! Мы произвели необходимые замеры. Определили класс качества воды. Полюбовались на кубышку желтую, а также проследили за особенностью перемещения ужа по водной поверхности.

Второй полевой выход к реке Кашкарагаиха (левый приток Чумыша) был проведен на территории Тальменского района ст. Озерки. Ребята из Детского экологического объединения «ЭкоВолна» МБОУ Новоозерской СОШ приняли участие в практическом занятии. Направляли исследование Лутошкин Константин и Кудашов Евгений – участники проекта «Я-Географ».

Ребята обратили внимание, что на берегах преобладает травянистая растительность, характерная для суходольного луга. В данной точке наблюдения отсутствует рогоз, тростник, камыш. Оба берега высокие, обрывистые, нет привычной поймы. При оценке качественного сбора зообентоса, юные исследователи нашли большое количество пустых раковин как двустворчатых моллюсков, так и брюхоногих. Предположили о наличии хищника в водоеме. При определении направления течения, ребята удивились тому, что экспериментальный поплавок стал перемещаться в  сторону противоположную предполагаемому курсу реки. Оказывается, Кашкарагаиха лишь в центральной части направлена на запад, а вдоль берегов вода часто заворачивает в противоположную сторону, образуя небольшие водовороты.

Согласно плану были определены все параметры. Однако наблюдения натолкнули на новые вопросы. С ними мы обратились к нашим наставникам по летней школе.

Ирина Архипова и Валентин Смирнов оперативно пришли на помощь и уже 18 июля ребятам покорились тайны Кашкарагаихи. Географы рассказали, что морфологические особенности бассейна реки – отчетливый V- образный врез дна, высокая крутизна склона, русло бассейна хорошо разработанное – все это свойственно для притоков Чумыша. Нам объяснили, что Бие-Чумышская возвышенность, на которой находится село Озёрки, расположенная на окраине юго-восточной части Западно-Сибирской равнины, примыкая к сооружениям Алтае-Саянской горной области, чувствует воздействие гор, поэтому здесь наблюдается значительная расчленённость речных бассейнов.

Обогатившись знаниями и получив новое вдохновение, участники проекта «Я-Географ» Лутошкин Константин, Божко Павел, Божко Елена под руководством учителя географии Юлии Александровны в сопровождении Божко Фёдора Александровича, рано утром 19 июля отправились в новое путешествие – к устью реки Кашкарагаиха, которое расположено недалеко от села Кашкарагаиха Тальменского района. Большую часть пути, передвигались на велосипедах. Школьники преодолели более двадцати километров. Провели исследования и в обратный путь, то же расстояние!

Участники экспедиции поделились впечатлениями:

Божко Елена, участница проекта «Я-Географ», ученица 8а класса МБОУ Новоозерской СОШ:

 

Часть пути мы преодолели на электропоезде. Пустой вагон, скорость, и мы, пустившиеся в неизвестные места. Потом 14 километров до устья. Пятиминутная остановка в селе. Директор школы, Власова Лилия Викторовна, радушно встретила нас, показала, где можно взять родниковой воды – это было так актуально! Дальше через пастбища с молочным запахом клубники мы оказались у крохотного озерца-болотца, где за завтраком застали ондатру. Через 100 метров еще озерцо и еще ондатра. У небольшой плотины при нашем приближении вспорхнули уточки. Еще километр на запад и вот, мы у широкого Чумыша! Крутой левый берег в искусной архитектуре береговых ласточек. Такая красота! Если бы мы жили ближе, я бы каждый день приходила сюда на пленэр!

Лутошкин Константин, участник проекта «Я-Географ», ученик 8б класса МБОУ Новоозерской СОШ:

Когда Юлия Александровна предложила отправиться в Кашкарагаиху на велосипедах, я не раздумывая согласилась. Обычно устье реки, я представлял как широкое водное пространство, дельту, слабое течение. Но устье Кашкарагаихи разрушило все шаблоны! Всего два метра ширина реки, 60 сантиметров глубина, а скорость течения – просто бешеная, нехарактерная для равнинной реки (1 метр за две секунды)! Я сразу вспомнил ручьи в предгорьях Петропавловского района, где был в прошлом году. В устье Кашкарагаихи вода ледяная всего 17 градусов, в то время как в Озерках – в среднем течении – 24-26. Зообентоса наловить не смогли – сачок был под угрозой слома напором течения. Да и скорее всего, на этом участке реки мало кто водится, некомфортные условия.

Божко Павел, участник проекта «Я-Географ», ученик 9а класса МБОУ Новоозерской СОШ:

Я необычно провел этот день! И очень рад этому, несмотря на то, что комары выбирали меня в качестве мишени, а других, казалось, они даже не беспокоили. Однако, невзирая на трудности, я смог заметить, что река Кашкарагаиха, на всех участках, где мы с ней соприкасались, имеет два крутых берега и устье реки – не исключение. Еще я определил, что дно реки ближе к супеси и интересно то, что один слой (возможно нижний) – более мягкий, а верхний слой дна тверже и имеет включения, похожие на ржавчину. Запах, кстати, тоже ржавчины. Хотелось бы узнать, почему так.

Божко Фёдор Александрович, активный помощник участников проекта «Я-Географ»:

Новые места – это всегда интересно! В таких выездах я слежу за состоянием техники. Накануне проверил исправность всех велосипедов. Все было надежно. Но остановки на ремонт избежать не удалось. Колесо! Благо все необходимое под рукой и мы смогли продолжить путь. Немного устали, но рады новым открытиям.

 

Материал подготовила Юлия Божко